Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
Регулярное выполнение артикуляционной
гимнастики поможет:
· улучшить
кровоснабжение артикуляционных органов и
их нервную проводимость;
· улучшить подвижность артикуляционных органов (губ, языка)
· укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
· увеличить амплитуду движений;
· подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков.
· улучшить подвижность артикуляционных органов (губ, языка)
· укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
· увеличить амплитуду движений;
· подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков.
Чтобы ребёнок научился произносить
сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать
необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного
движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?
Поначалу артикуляционную гимнастику
необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает.
Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними
зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку
необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно
упражняясь.
Не огорчайтесь, если некоторые
упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить
их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается,
давай вместе попробуем".
Сначала знакомим ребёнка с основными
положениями губ и языка с помощью Весёлых историй о Язычке. На этом этапе он
должен повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторяем упражнения с помощью
карточек. Не нужно забывать выполнять задания, направленные на развитие голоса,
дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.
Рекомендации к проведению упражнений.
Сначала упражнения надо выполнять
медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После
того, как он немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку
наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он
находится (вверху или внизу)?
Затем темп упражнений можно увеличить и
выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись
точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить
за тем, чтобы они усвоили основные движения. К детям 4-5 лет требования повышаются:
движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний. В 6-7 -летнем возрасте дети выполняют
упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время
без изменений.
Если во время занятий язычок у ребёнка
дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, и малыш не может удержать
нужное положение даже короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на
расслабление мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж.
Комплекс артикуляционной гимнастики для подвижности языка и губ
1.
"Открывание и закрывание рта". Открыть медленно , широко, спокойно рот, подержать его открытым,
затем закрыть, (язык лежит у нижних зубов, губы в
улыбке, 5-6 раз)
2."Улыбка-трубочка". Улыбнуться без
напряжения, показать верхние и нижние сомкнутые зубы. В уголках губ складка, вытянуть губы вперед
трубочкой, неразжимая зубов, 5-6 раз.
3.
"Непослушный
язычок". Показать язычок зубами, чтобы язычок был широким и спокойным,
та-та-та, 5-6 раз. Затем удержать широкий язычок в спокойном положении
на нижней губе. Упражнение повторить, но язык пошлепать губами, произнося пя-пя-пя.
4."Свернуть язычок трубочкой". (Если не
получается, помочь ручкой чайной ложки под счет до 10 сек).
5."Слизывание
варенья". Широким языком с нижней, верхней губы
.(5-6 раз).
7."Качели". При открытом рте и
улыбке поднимать широкий кончик языка к верхним зубам и опускать к нижним (6-8 раз).
8."Маляр". Улыбнуться и широко открыть рот, поднять
кончик широкого языка вверх (к верхним зубам) и поглаживать им небо от зубов к
горлу и обратно. Язык - маляр красит потолок
в домике.
9. "Грибок". Широкий язык приложить к небу, кончик языка у верхних зубов.
10. "Поехали
на лошадках".
При открытом рте и улыбке пощелкать кончиком
сначала медленно, потом
быстрее, (следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работать только языком).
11. "Чашечка. " Края языка подняты,
середина опущена (упражнение делать при открытом рте и улыбке).
12. "Киска
сердится". Улыбнуться,
открыть рот, зацепиться кончиком языка за
нижние зубы.
Если своевременно выявить нарушение и начать работу с ребёнком, используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных результатов за более короткий срок. Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению!
ССЫЛКА:
Комментариев нет:
Отправить комментарий