Артикуляционная гимнастика

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
·        улучшить кровоснабжение  артикуляционных органов и их нервную проводимость;
·         улучшить подвижность артикуляционных органов (губ, языка)
·         укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
·         увеличить амплитуду движений;
·         подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков.
              Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

 Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

          Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.
         Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем".
        Сначала знакомим ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью Весёлых историй о Язычке. На этом этапе он должен повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторяем упражнения с помощью карточек. Не нужно забывать выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.

Рекомендации к проведению упражнений.
            Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как он немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?
           Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
            Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить за тем, чтобы они усвоили основные движения. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний. В 6-7 -летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.
           Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, и малыш не может удержать нужное положение даже короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж.

Комплекс артикуляционной гимнастики для подвижности языка и губ


1. "Открывание и закрывание рта". Открыть медленно , широко, спокойно рот, подержать его открытым, затем закрыть, (язык лежит у нижних зубов, губы в улыбке, 5-6 раз)

2."Улыбка-трубочка". Улыбнуться без напряжения, показать верхние и нижние сомкнутые зубы. В уголках губ складка, вытянуть губы вперед трубочкой, неразжимая зубов, 5-6 раз.

3.    "Непослушный язычок". Показать язычок зубами, чтобы язычок был широким и спокойным, та-та-та, 5-6 раз. Затем удержать широкий язычок в спокойном положении на нижней губе. Упражнение повторить, но язык пошлепать губами, произнося пя-пя-пя.

4."Свернуть язычок трубочкой". (Если не получается, помочь ручкой чайной ложки под счет до 10 сек).

5."Слизывание варенья". Широким языком с нижней, верхней губы .(5-6 раз). 

7."Качели". При открытом рте и улыбке поднимать широкий кончик языка к верхним зубам и опускать к нижним (6-8 раз).

8."Маляр". Улыбнуться и широко открыть рот, поднять кончик широкого языка вверх (к верхним зубам) и поглаживать им небо от зубов к горлу и обратно. Язык - маляр красит потолок в домике.

9. "Грибок". Широкий язык приложить к небу, кончик языка у верхних зубов.

10.   "Поехали на лошадках". При открытом рте и улыбке пощелкать кончиком сначала медленно, потом быстрее, (следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работать только языком).

11.   "Чашечка. " Края языка подняты, середина опущена (упражнение делать при открытом рте и улыбке).



12. "Киска сердится". Улыбнуться, открыть рот, зацепиться кончиком языка за нижние зубы.

       
 Если своевременно выявить нарушение и начать работу с ребёнком, используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных результатов за более короткий срок. Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению!
ССЫЛКА:

Комментариев нет: