Консультации, речевые игры, советы

Учим предлоги

Как показывает практика, дети с речевыми нарушениями, в особенности,  испытывают трудности, связанные с ориентацией в окружающем их пространстве. Отсюда несформированность пространственных понятий и, следовательно, трудности формирования грамматических форм -существительных с предлогами, выражающих эти отношения. Ошибок, связанных с употреблением предлогов, допускается много. Это и пропуск или, наоборот, включение лишних предлогов и слияние их с предшествующими или следующими за ними словами, замена предлогов.
Графические символы – модели  облегчают усвоение сложного материала по грамматике. Применение моделирования в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, позволяет улучшить качество обучения, обеспечивает наглядную основу изучаемого, что способствует формированию мыслительных операций и более прочному запоминанию материала.




Примеры игр Су-Джок терапии
1. Массаж Су-Джок шарами.
(дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Пальчиковая игра «Черепаха»
(у детей в руках Су-Джок) .
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Шла большая черепаха
И кусала всех от страха,
(дети катают Су- Джок между ладоней)
Кусь, кусь, кусь, кусь,
(Су-Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су-Джок, перекладывая из руки в руку) .
Никого я не боюсь.
(дети катают Су Джок между ладоней) .
Пальчиковая игра «Ёжик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож.
(дети катают Су-Джок между ладонями)
На спине иголки
(массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие.
(массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал,
(массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал,
(массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже
(массажные движения мизинца)
на ежа похожи.
(дети катают Су Джок между ладонями) .
Пальчиковая игра «Ёжик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Ежик, ежик колкий, где твои иголки,
(дети катают Су- Джок между ладоней)
Нужно бельчонку сшить распашонку,
Починить штанишки шалуну-зайчишке,
Фыркнул ежик, отойдите, не просите, не спешите,
Если отдам иголки съедят меня волки.
(дети катают Су- Джок между ладоней)
Пальчиковая игра «Капустка»
Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.
Мы капустку рубим, рубим,
(ребром ладони стучим по шарику)
Мы капустку солим, солим,
(подушечками пальцев трогаем шарик)
Мы капустку трем, трем
(потираем ладошками о шарик)
Мы капустку жмем, жмем.
(сжимаем шарик в кулачке)
Пальчиковая игра «Игрушки»
Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят:
(дети катают Су- Джок между ладоней)
Два медведя, Буратино,
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
(поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому
пальчику, начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять.
Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать.
(дети катают Су - Джок между ладоней)
2. Массаж пальцев эластичным кольцом.
Пружинное кольцо надевается на пальчики ребенка и прокатывается по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.
Пальчиковая игра «Раз – два – три – четыре – пять»
Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Раз – два – три – четыре – пять,
Вышли пальцы погулять,
(разгибать пальцы по одному)
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец) .
Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
- Мальчик-пальчик,
Где ты был?
(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)
- С этим братцем в лес ходил,
(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)
-С этим братцем щи варил,
(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)
-С этим братцем кашу ел,
(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)
-С этим братцем песни пел
(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец) .






ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Подготовимся к дыханию

Подготовительный комплекс

                Это дыхательная разминка, позволяющая подготовить организм к проведению дыхательных упражнений, создающая возможность для последующего оттока мокроты, улучшающая микроциркуляцию и лимфоотток.

                «АРОМАТЫ ПРИРОДЫ» (восстанавливает обонятельный компонент дыхания, носовое и кожное дыхание). И.п. - стоя. После выдоха медленно втягивается воздух. Делается попытка уловить тончайшие ароматы природы. Тело предельно расслабляется. Ребёнок добивается ощущения, что он дышит не только носом, но и всем телом. Повторить 4 раза в максимально медленном темпе.

                «ОЗВУЧЕННОЕ ДЫХАНИЕ» (способствует концентрации внимания).

И.п. стоя. Глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на точке, расположенной на расстоянии трёх поперечных пальцев ниже пупка. Рот закрыт. На вдохе произносится чуть заметный звук, похожий на всхлипывание. Делается небольшая пауза, затем выдох, также с чуть слышным звуком. Повторить 8 раз в медленном темпе.

                «МЕДУЗА» (упражнение на релаксацию).
И.п. - стоя. Глаза закрыты. Тело максимально расслабляется до полного «размягчения» мышц. Дыхание очень медленное.
                «НЫРЯНИЕ» (выполняется между другими дыхательными упражнениями, чтобы избежать головокружения, а также как дыхательный тест, описанный выше).
И.п. - стоя. Резкий выдох ртом одновременно с быстрым приседанием на корточки, нос зажимается пальцами. Насколько возможно, задерживается дыхание.
                «НАКАЧКА» (постепенное наполнение воздухом всего бронхолегочного дерева).
И.п. - стоя. Полный выдох. Рот закрыт. Нос зажимается пальцами. Медленный вдох. Одна ноздря постепенно приоткрывается для короткого вдоха и зажимается снова. Воздух поступает мелкими порциями, как будто накачивается резиновая камера. Когда лёгкие полностью заполнены воздухом, насос затыкается. Дыхание задерживается на 2 - 3 сек. Выдох через неплотно сжатые губы. То же самое повторить другой ноздрёй. Делать один раз. Хорошо выполнять это упражнение, лёжа в воде (голова на поверхности).
                «СЕНЬОР ПОМИДОР» ( способствует улучшению микроциркуляции в ткани лёгких, раскрытию спавшихся альвеол).
И.п. - стоя. Вдох. Рот плотно закрыт. Нос зажат пальцами. Делается попытка выдохнуть воздух. Щёки при этом раздуваются, создаётся максимальное напряжение мышц, участвующих в выдохе. Делать один раз.
                «ПЫЛЕСОС» (тренировка мышц, участвующих во вдохе).
И.п. - стоя. Глубокий выдох. Нос и рот плотно закрыты. Производится попытка вдохнуть через нос воздух. При этом предельно втягиваются все межреберные промежутки, надключичные впадины. Делать один раз.
                «ПОЛОСКАНИЕ ЖИВОТА» (улучшает кровообращение в пищеварительном тракте, включает диафрагмальное дыхание).
И.п. - стоя. Резкий выдох ртом, кисти рук опираются на колени, тело наклонено вперёд, ноги чуть согнуты. Задерживая дыхание на выдохе, необходимо втягивать живот, затем выпячивать его. Один цикл движений животом длится до тех пор, пока сохраняется задержка дыхания. Темп быстрый, повторить один раз. Делать не ранее, чем через час после еды.
                «СОБАЧКА» (закаливание зева).
И.п. - стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева (как это делает собачка).
                «ЗАМЕДЛЕННОЕ ДЫХАНИЕ» (успокаивает ребёнка, купирует начинающийся приступ удушья, снимает стрессовые состояния).
И.п. - стоя. Закрыть глаза, на медленном вдохе носом рука медленно поднимается вверх. Ребенок ощущает, будто воздух втягивается через пальцы. Пока рука не поднялась вверх - вдох. Медленный выдох - рука опускается вниз, воздух сочится из пальцев (вверху руке прохладно, внизу тепло). Каждый делает в своём ритме, стараясь предельно растянуть дыхательный цикл по времени. Постепенно увеличивается его продолжительность.
                «ПОТЯГИВАНИЕ» (энергетическая подзарядка клеток).
И.п. - стоя. Сделать зевок, потягиваясь всем телом, разведя руки в стороны. В конце зевка на задержке дыхания предельно напрячь все мышцы, и постараться добиться вибрации всего тела. Делается один раз.
                «ТРЯСУЧКА» (стимулирует обменные процессы).
И.п. - стоя. Полностью расслабить тело и потрясти всеми его частями, стараясь, чтобы вибрировали даже внутренние органы. Делать один раз.
                «ДЫХАНИЕ НОСОМ» (обучение носовому дыханию).
Упражнение проводится в воде. Ребёнок сидит в ванне и опускается в воду до тех пор, пока над водой не останется только нос. Дышит в таком положении столько, сколько сможет.
«МАШИНА» (обучение постепенно выдыхать воздух).
Дети становятся на одной линии, делают вдох, «наливают бензин» и начинают движение вперёд, при этом, делая губами «бр-р-р», как дети обычно копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех «уехал» на одном дыхании.


                                                "Достаточно ли развита речь ребенка?"

                 Чтобы ответить на вопрос «Достаточно ли развита речь ребенка?», попробуйте самостоятельно провести тестирование уровня ее форсированности. Для этого лучше использовать время, когда дошкольник не перевозбужден, не утомлен и не голоден. У ребенка не должно сложиться впечатление, что его проверяют. Хорошо, если занятия будут проводится в форме игры. Не делайте ему замечаний. Заметив ошибку, не пытайтесь тут же учить отвечать его правильно. Это материал для проверки, а не для работы над ошибками. 
  Задание № 1. Составление рассказа по сюжетной картинке.
          Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано. Не надо задавать наводящих вопросов. Пусть он самостоятельно попробует свои силы в этом нелегком деле. Хорошо, если вы запишите рассказ дошкольника дословно. Это поможет позже спокойно проанализировать сочиненную историю.
          Рассказ будет соответствовать возрастной норме, если составлен самостоятельно, фразы в нем построены правильно, без грамматических неточностей, ребенок при этом использовал предложения, состоящие из четырех и более слов, речь была плавной  выразительной.
Задание № 2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
          Вам понадобится серия сюжетных картинок. Хорошо, если последовательность событий, изображенных на картинках, ребенок будет устанавливать самостоятельно. Для этого картинки, которые обычно располагаются на одном  листе в определенном автором порядке, необходимо разрезать, чтобы дошкольник смог найти начало истории, ее продолжение и конец.
Вас должно насторожить, если:
  •   Ребенок не смог обнаружить никакой связи между картинками;
  •  Ребенок часто отвлекался от темы рассказа, не выделял главных событий, в рассказе было много повторов;
  •  Ребенок только перечислял предметы на картинках, использовал отдельные короткие (нераспространенные) предложения;
  • Значения слов были приблизительными, ребенок редко использовал прилагательные, наречия, слова обобщающего характера; 
  •  Речь ребенка была ускоренной, вы услышали в речи запинки.
         В этих случаях вам безусловно нужна консультация специалиста, даже если в остальном (звукопроизношение, слоговая структура слова, грамматика) речь ребенка вам показалась правильной. Обратиться нужно к логопеду и, возможно, к психологу.

Уважаемые родители, не полагайтесь в решении проблемы развития речи своего ребенка только на дошкольное учреждение. Даже если в детском саду этому вопросу отведено достойное место, все равно постарайтесь разнообразить речевую практику дошколенка дома.


УДАЧИ ВАМ И ТЕРПЕНИЯ!


                     БУКВЫ ИЗ ВСЕГО
 
Пальчики и глаза могут знакомиться с буквами и словами дома, во дворе, в лесу.

Дома: пусть ребёнок попробует выложить знакомые буквы из мозаики, счётных палочек, обрезков бумаги и материала,  коробочек из-под «киндер-сюрпризов», горошин, пуговиц.

Во дворе:
­       рисуйте буквы палочкой на песке и на снегу;
­       придумайте вместе с ребёнком загадки про буквы (маленькая, кругленькая, любит «охать»), пусть малыш рисует отгадки на песке;
­       выкладывайте буквы из сухих веточек и листьев и т.п.

В лесу:
­       ищите «буквы» среди деревьев, кустарников и листьев: вот хвоинка – это Л, а если её вот так соединить – получится О;
­       узнавайте «буквы» в ягодах и грибах («Подосиновик похож на Т, а эта черничка – на О).

Наверняка, у каждого из вас есть дома свои «семейные игры», в которые вы играете с детьми дома, на отдыхе, по дороге в детский сад. Поделитесь ими с нами и друг с другом.




Игры для развития фонематического слуха

«Кто внимательный». Взрослый называет ряд гласных звуков. Ребёнок должен поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводится с одним символом, затем с двумя и более, по мере усвоения ребенком навыков звукового анализа и синтеза. Символами служат картинки с изображением положения губ при произнесении гласного звука.

«Кто первый». Взрослый показывает картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного. Ребёнок чётко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «У-у-удочка». Затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.

«Что делать по дороге в гости?». Вы едете в гости к бабушке на праздник. Дорога отнимает, как правило, много времени. Дети часто скучают. Предлагаем вам поиграть с ребёнком, если, конечно, этому не будут мешать внешние обстоятельства. Итак, вы вышли из дома и идёте к остановке автобуса. Предлагаем ребёнку назвать предметы, которые он видит и сказать, на какой звук начинается слово – название предмета; назвать предметы на заданный звук; назвать предметы, начинающиеся на гласный звук, согласный звук и т.д. 


 1.   Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещивсё то, что может помешать ребёнку слушать рассказ или сказку.
2.  Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребёнка.
3.  Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать текст, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать необходимые паузы.
4. Показывать ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы предлагаемые иллюстрации были как можно более реалистичными.
5.  Во время прочтения литературного произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут. Найдите это время для своего ребёнка.
6.  Обязательно задайте вопросы по прочитанному.
7.  Прививайте ребёнку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.

 Исправление звуков проводится поэтапно:
  •     1-й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);
  •     2-й этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приёмов);
  •    3-й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);
  •    4-й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).
 Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки.
    Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого, свободного, чёткого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Потренируйтесь, пожалуйста, дома!
    Если звук ещё не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.
    Если звук поставлен, закрепляйте его: назовите картинки (нарисуйте), раскрасьте их, определите место звука в слове, составьте с данными словами предложения, выучите с ребёнком речевой материал, записанный в тетради, следите за звуками в повседневной речи.
    Домашние задания проверяются и оцениваются. Если стоит «звёздочка» - материал усвоен. Если оценки нет, нужно потренироваться в произношении данного речевого материала. Обращайте внимание на подчёркнутые ошибки
    Пожалуйста, не забывайте тетради дома в дни занятий. В эти же дни вы можете получить консультацию у логопеда по интересующим вас вопросам или поприсутствовать на логопедическом занятии с вашим ребёнком.

Желаем успехов в обучении вашего ребёнка правильной речи!






Уважаемые родители! Вы хотите узнать, как в увлекательной форме познакомить детей с буквами?

Смотрите подробнее далее।

Комментариев нет: