Разговаривайте со своим ребенком во время
всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка,
одевание-раздевание, игра, прогулка. Говорите о том, что вы делаете, видите,
что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок. Совместно
просматривайте познавательные телепередачи. Объясняйте непонятное в сюжете.
Говорите, чётко,
доступно, эмоционально, используя ПРАВИЛЬНО построенные предложения.
Задавайте разнообразные вопросы, это будет стимулировать
вашего ребенка использовать больше слов для ответа, строить фразы.
Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и
отвечать на вопросы.
Рассказывайте систематически короткие рассказы, истории.
Затем помогайте ребенку рассказать эти же истории Вам или кому-нибудь еще.
Если вам ребенок употребляет недостаточно слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь
новыми словами. Выберите 5-6 слов по одной из лексических тем и назовите их
ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок
произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После
того, как ребенок произнес эти слова, вводите их в спонтанную речь. Продолжайте
добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов,
окружающей жизни. Занимайтесь каждый день!
Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с
ребенком должна не только обогащать словарный запас, но формировать связную речь, развивать память и внимание.
Помните, РЕЧЬ -
ПОКАЗАТЕЛЬ ИНТЕЛЛЕКТА!
Консультация учителя-логопеда для
родителей «Речевая готовность ребенка к школе».
Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не
только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное
развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно справиться со школьной
программой.
Функциональная готовность ребенка — стимуляция физиологических и
психических процессов в его организме: развитие мелкой моторики пальцев,
координации движений рук, пальцев и зрительного аппарата, внимания, памяти,
мышления, воображения, речи, а также знание и понимание окружающего мира.
Большое влияние на готовность ребенка оказывают эмоциональная сфера,
интеллектуальная готовность, интерес к новому и навыки общения.
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования многих
способностей и качеств, которые входят в число необходимых предпосылок
формирования учебной деятельности
Многие авторы выделяют общие признаки готовности к школе:
- сильное желание учиться
(созревание учебного мотива);
- достаточно широкий круг
знаний об окружающем мире;
- способность к выполнению
основных мыслительных операций;
- достижение определенного уровня физической и психической
выносливости;
- развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств;
- определенный уровень речевого
развития (коммуникация): ребенок должен быть вежливым в общении со взрослыми
и сверстниками; уметь вступать в контакт; быть дисциплинированным.
Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически
четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению
в школе, — одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в
дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает
в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы,
договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь
ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает
отпечаток на его характер. К 6—7 годам дети с речевой патологией начинают
осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми,
застенчивыми, раздражительными .
Основные показатели речевой готовности:
1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок
должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать
и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи:
умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ
гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный — согласный типа an; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный — согласный типа an; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно
употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать
слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами:
меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться
развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить
простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять
предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным
предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять
предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа,
сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.
К чему приводить не достаточный уровень речевой готовности?
Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение,
фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные
по звучанию иле артикуляции (шипящих — свистящих; звонких — глухих: твердых —
мягких, р — л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков,
не учитывают смысло-различительного значения этих звуков в словах (бочка —
почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует
овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит
причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических
нарушений при чтении и письме).
У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться
недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка
(общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и
письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У
таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них
наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их
словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими
ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики
характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью.
Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении
грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны
разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.
Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения
устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы,
предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в
общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее
результат.
Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих
первоклассников.
Эти
требования к речевому и общему развитию будущих первоклассников лежат в основе
успешного овладения русским языком. Помогите своему ребенку сформировать:
1.Правильное
звукопроизношение – основа усвоения
грамоты. Если ваш ребенок не выговаривает один или несколько звуков, срочно
обратитесь к логопеду.
2.
Представление о звуковой системе языка: уметь различать звуки на слух
(фонематический слух), уметь определять первый, второй, третий и т.д. звук в
слове (фонематический анализ), уметь самому придумывать слово на заданный звук
(фонематические представления).
Например,
называйте поочередно каждый звук в слове, а затем предложите малышу найти
местонахождение какого-нибудь звука; определите с ребенком звуки, которые
повторяются в слове; какие звуки в слове разные и т.д.
3.
Достаточно развитую связную речь. Разговаривать полными предложениями: уметь
четко и последовательно рассказывать о чем-либо, пересказывать.
Если
вам трудно что-то придумать, возьмите любую детскую книжку, прочитайте,
разберите новые, сложные слова, попросите ребенка рассказать («Ой, я забыла,
почему это зайка слезы лил?»), внимательно рассмотрите картинки, опишите все,
что нарисовано (пусть это делает сам ребенок, а вы подсказывайте). Поощряйте в
ребенке стремление задавать вопросы. Учите с ребенком стихотворения наизусть.
Учиться
пересказывать лучше всего на русских народных сказках. Почему?
·
Сюжет
их состоит из похожих эпизодов.
·
В
них много повторяющихся диалогов, что облегчает запоминание и чтение.
·
Ребенок
учится внимательному чтению. Каждая часть произведения хоть и похожа на
предыдущую, но все же имеет свои различия.
·
По
сказке легко составлять вопросы и отвечать на них.
Когда
ребенок освоит пересказ сказок, можно переходить к более сложным текстам.
4
. Словарный запас ребенка. Игра в слова (если научить ребенка) может скрасить
долгий путь в электричке или нежеланную прогулку. Играя с ребенком в эту игру,
мама может помыть посуду и погладить белье (это не лучший, но все же выход).
Можно
попросить ребенка:
-
назови все свои игрушки,
-
придумай слова, которые обозначают транспорт,
-
какими словами можно описать лето, осень, зиму,
-
вспомним слова с противоположными значениями: день-ночь, «холодный - горячий».
Ребенок
только что посмотрел мультик, а вы не видели, попросите пересказать сюжет.
Иногда в речи 5-6-летних детей встречаются грамматические ошибки, взрослые
обязательно должны исправлять их, и повторив правильно, спокойным ровным тоном.
Можно поиграть - намеренно исковеркать фразу («В лес грибы растет», «Дети
гулять около дома») и вместе с
ребенком
разобрать, как нужно произносить слова. Помните, чем больше запас слов у
ребенка, тем больше возможности с помощью речи выразить наиболее точно свои
мысли и чувства.
5
. Развитую мелкую моторику кистей рук . Пусть ваш ребенок больше рисует, лепит,
работает с ножницами, играет в мозаику, шьет и вышивает и т.п.
6.
Четко ориентироваться в собственном теле и окружающем пространстве. Знать где
"правая” и "левая” сторона, уметь находить на листе бумаги верхний
левый угол, нижний правый угол, середину и т.д.
7
. Развитый кругозор. Ориентироваться в днях недели, во временах года, уметь
классифицировать предметы по разным темам (игрушки, транспорт, овощи, мебель и т.д.).
8
. Если ваш ребенок умеет читать, не останавливайтесь на достигнутом. Обязательно
читайте каждый день, но только вслух. Всегда учитывайте, что возможности малыша
самому прочитать не удовлетворяют его читательских запросов. Он по-прежнему с
удовольствием слушает чтение взрослых.
Как привить ребенку любовь к чтению? Этот вопрос
один из частых вопросов, которые задают родители. Это понятно. Сегодня для
многих книгу заменяет телевизор и компьютер. Но книги все равно не исчезают из
современной жизни, и дети должны их читать и любить.
1. Интерес к самостоятельному чтению книг
быстрее формируется у тех детей, которые растут в читающих семьях. Видя, что в
свободную минуту взрослые члены семьи берутся за книгу, ребенок невольно
подражает им.
2. Всегда учитывайте, что возможности малыша
самому прочитать не удовлетворяют его читательских запросов. Он по-прежнему с
удовольствием слушает чтение взрослых.
3. Запишите ребенка в библиотеку и регулярно
посещайте ее.
Самые распространенные ошибки, допускаемые
родителями при обучении детей грамоте.
В основе обучения чтению – не буква, а звук.
Прежде
чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его слышать звук
[М] в слогах, словах, на протяжении всего периода обучения дома следует
называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – т. е. так, как звучит
звук.
Возьмем,
к примеру, звук [М]. Мы произносим отрывисто: М!
И
букву М необходимо называть так же: М! Ни в коем случае не ЭМ, ведь говоря ЭМ,
мы произносим два звука – [Э] и [М]. Данное обстоятельство только
дезориентирует детей.
Вторая грубая ошибка заключается в обучении
побуквенному чтению, т. е. ребенок сначала называет буквы слога: М! А! – и
только после этого читаем сам слог: МА.
Этот
навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.
Правильное
чтение – это чтение по слогам (конечно, на начальном этапе).
И
пусть в начале обучения ребенок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву
слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА. Одновременно ребенок
переводит пальчик (указку) с буквы на букву. Лишь бы он не останавливался после
первой буквы!
Лишь
бы он прочел слитно буквы слога!
И
еще, уважаемые взрослые, не смешивайте, пожалуйста, понятия «звук» и «буква»,
когда учите ребенка читать.
Звуки
мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем!
Помните,
уважаемые родители, главное не научить
ребёнка чтению, а привить любовь и желание научиться читать!
Но
как бы ни сложилась школьная жизнь вашего ребенка, никогда не говорите ребенку,
что он плохой, потому что приносит домой плохие отметки. Отношение к отметкам
должно быть рабочим. Да, они являются сигналом о состоянии учебы, но не
приговором в дальнейшей жизни.
Ваш
дом должен быть безопасным островом в буре бесчисленных событий, где ребенку
доверяют и, самое главное, где его любят.
О развитии речи шестилетнего ребёнка
Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным
языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органически
связано с умственным развитием человека. В развитии речи ребёнка наблюдаются
определённые закономерности, которые выражаются прежде всего в постепенности
процесса. У детей шестилетнего возраста продолжается совершенствование всех
сторон речи. Все более правильным становится произношение звуков, более
развёрнутыми – фразы, точнее высказывания. На шестом году жизни мышцы
артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно
произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте
ещё только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков Л, Р,
после чего дети начинают чётко и внятно произносить слова различной сложности.
Значительно увеличивается словарный запас ребёнка, его
количественный и качественный состав. Дошкольник свободно общается со взрослыми
и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его
возрасту. При рассказывании ребёнок стремится точно подбирать слова, яснее
выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. У детей
складываются представления о многозначности слов, они понимают и используют в
своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способны
быстро подбирать синонимы, наиболее точно отражающие качества предмета.
Дети, ориентируясь на образец, способны воспроизводить
стихи с соблюдением интонационных средств выразительности: они часто правильно
пользуются вопросительной, повествовательной интонациями, могут передавать свои
чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль,
негодование и др.
Ребёнок умеет изменять темп речи с учётом содержания
высказывания, чётко произносить слова, учитывая нормы литературного
произношения.
Таким образом, к моменту поступления в школу ребёнок
овладевает правильным звукопроизношением, чётко и ясно говорит, имеет
определённый словарный запас, в основном грамматически правильную речь. Строит
различные по конструкции предложения, свободно пользуется монологической речью,
способен рассказать содержание сказки, какого-либо события. В норме, имея
достаточно развитую, активную речь ребёнок пытается рассказывать и отвечать на
вопросы так, чтобы окружающим был понятен смысл высказывания.
Развитая речь значительно облегчает вхождение ребёнка в
новый коллектив (например, при поступлении в школу), сближение с незнакомыми детьми.
Не менее важно умение ясно излагать свои мысли и для самоутверждения в новом
коллективе, ведь это залог хорошей успеваемости, сто, в свою очередь, даёт
ощущение уверенности в себе, необходимое при общении со сверстниками.
Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития
речи ребёнка обязательно принесёт положительные результаты. Ведь уровень
речевой культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые
формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически
правильной речи. Своевременно исправляя речевые ошибки, родители оказывают
большую помощь своему ребёнку.
Развитие речи ребёнка в детском саду ведётся по следующим
направлениям:
§
воспитание
звуковой культуры речи;
§
обогащение
активного и пассивного словаря;
§
формирование
грамматического строя речи;
§
развитие связной
речи.
Совместная
работа с семьёй по этим направлениям ускорит полноценное речевое развитие
ребёнка.
(открываем ссылку)
РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙК ШКОЛЕ
РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙК ШКОЛЕ
Советы логопеда для родителей будущих
первоклассников
Язык занимает чрезвычайно важное место в
развитии ребёнка. Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему
высказать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать мир. Чем
совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его возможности со
сверстниками и взрослыми.
Обратите внимание на развитие речи ребенка:
1.Состояние звукопроизношения. Ребенок к шести годам должен
выговаривать все звуки
2. Состояние фонематических
процессов. Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с
определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и
синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков
составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять
сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.
3.Состояние грамматического строя. Следует обратить внимание на
словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование
(желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).
4.Состояние слоговой структуры слова. Шестилетний ребенок умеет
безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.
5. Состояние словарного запаса. Следует обратить внимание на
наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки,
месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи.
Словарь ребенка, поступающего в
школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10 тысяч
слов . Преобладают в словаре существительные, глаголы, качественные
прилагательные, наречия.
6. Состояние связной речи. Основные акценты должны быть расставлены
на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять
рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.
Итоги:
Итак, к шести
годам ваш ребенок:
- Обладает словарем около 4000 слов.
- Практически все звуки родного языка произносит
правильно.
- Умеет рассказывать и пересказывать, причем пытается выразить свое отношение к
рассказываемому.
- Помнит и может описать прошедшие события.
- Пользуется сложными предложениями.
- Употребляет все части речи.
- Использует абстрактные и отвлеченные понятия.
- Различает и дифференцирует звуки речи.
Помните! Отклонения в развитии устной речи создают серьезные
препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные
работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и
синтаксических ошибок.
Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные
нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним
до школы, предотвратить неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше
будет начата коррекция, тем лучше ее результат.
ФОРМИРОВАНИЕ
НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Одно
из направлений в современной логопедии - формирование навыков звукового анализа
и синтеза. Что же такое звуковой анализ? И почему эти навыки должны быть
сформированы к началу школьного обучения?
Анализ
– это разделение целого на составные части.
Звуковой
анализ – разделение целого (целым выступает слово) на
составные части (составные части слова – звуки). Т.е., звуковой анализ –
разделение слова на звуки, из которых оно состоит.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его составляющих.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его составляющих.
Например,
взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает:
«апельсиновый, яблочный …а еще Фанта!»
Для
чего нам нужен звуковой анализ? Мы с Вами используем его каждый день, т.к.
звуковой анализ лежит в основе процесса письма.
При
обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ
устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы
(звуки), установление их количества и последовательности.
Перед
началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе
записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в
единое целое.
Таким
образом, обучение письму невозможно без формирования звукового анализа. Если
звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут
писать с ошибками, например: вместо страна – сана, тана или др.
Это
то, что касается звукового анализа. Теперь о звуковом синтезе. Синтез
– это соединение частей в целое, а звуковой синтез – соединение звуков
в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.
Прочитать
слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове,
синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Полноценный
синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.
При
нарушении синтеза ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. К
примеру, на вопрос взрослого: - Какое слово получится, если соединить звуки К,
О, Р, М? Ребенок отвечает РОМА.
При
нарушении формирования звукового анализа и синтеза возможно побуквенное чтение,
т.е. вместо звука произносится буква (не м,
н, в, а ме, не, ве). Дети читают:
ам – аме, вы – веы и т.д. Побуквенное чтение в норме возможно до того момента,
пока взрослый не объяснит ребенку, как читать правильно, т.е. 1-2 занятия. Но
большинство детей логопедической группы без коррекционной работы «правильно»
читать и писать не научатся, т.к. у них нарушения нормального речевого
развития.
Дети
с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их
восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они
могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до
полной неспособности определить количество, последовательность или позицию
звуков в слове.
Для
чтения детей, у которых сохранилось (даже в неярко выраженном варианте) речевые
нарушения, характерны:
-трудности
слияния звуков в слоги и слова, взаимные замены фонетически или
артикуляционно-близких согласных звуков: свистящих - шипящих, твердых – мягких,
звонких – глухих (каска-кашка, помощь-помочь, жевать-зевать);
-искажение
слоговой структуры слов (поправился
вместо переправился, операция вместо операционная, вынула
вместо вытянула),
-грамматические
ошибки (лодку перевернулась, с двумя
друзьям),
-побуквенное
чтение (К,А,Ш,А),
-нарушение
понимания прочитанного,
-слишком
медленный темп чтения,
-«угадывающее
чтение».
Для
письма детей, у которых общее недоразвитие речи (по разным причинам)
сохранилось, характерны:
-замены
– звуков: свистящих - шипящих, звонких – глухих, мягких – твердых, и пр.;
-
искажение слоговой структуры слов – перестановки, пропуски, добавления слогов,
раздельное написание частей слова и слитное двух слов, указывающее на
несформированность звукового анализа;
-
грамматические ошибки – недочеты, связанные с переносом аграмматизмов в
письменную речь (неверное употребление предлогов и приставок, падежных
окончаний, согласований различных частей речи и пр.).
Подготовка
к обучению грамоте - это формирование фонематического
восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Фонематическое
восприятие – способность различать особенности и
порядок звуков, чтобы воспроизводить их в устной речи, а звуковой анализ –
способность различать то же самое, но чтобы воспроизводить их на письме.
Почему
мы используем символы, а не сразу буквы? Буквы – это абстрактный знак, он ни
как не связан со звуком. Некоторым детям с нарушениями речи трудно их
запомнить. А символ связан со звуком. Символы гласных звуков соответствуют
положению губ при их произнесении, символы согласных звуков представляют собой
зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий
звук.
Формирование
навыков звукового анализа и синтеза осуществляется в принятой в современной
логопедии последовательности:
§
выделение в словах первого гласного звука;
§
анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков;
§
определение последнего гласного звука в словах;
§
определение первого и последнего гласного звука в словах;
§
определение наличия либо отсутствия в словах звука;
§
определение первого согласного звука в словах;
§
определение последнего согласного звука в словах;
§
определение гласного звука в середине односложных слов;
§
синтез односложных слов, состоящих из трех звуков;
§
определение позиции согласного звука в словах;
§
определение количества слогов в словах;
§
синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов.
Таким образом,
овладение навыками звукового анализа и синтеза:
1. обеспечивает готовность к освоению грамоты;
2. способствует предупреждению появления нарушений в
письменной речи в период школьного обучения.
КАК
ВЫПОЛНЯТЬ С РЕБЕНКОМ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?
Звуковой
анализ выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и
их характеристики.
Сделаем звуковой анализ слова ДОМ:
1. Выделим голосом первый звук:
ддд-ом –
первый звук Д – он согласный, звонкий, твердый - обозначим его синим
квадратиком с колокольчиком.
2. Выделим голосом второй звук:
д – ооо – м
- второй звук О – он гласный – обозначим его красным квадратиком.
3. Выделим голосом третий звук:
до –ммм -
третий звук М – он согласный, звонкий, твердый – обозначим его синим
квадратиком.
В слове ДОМ
3 звука, 2 согласных и 1 гласный.
Согласные звуки Д и М.
Гласный звук О.
Назовем звуки по порядку: Д О М.
Схема слова: Д О М.
ПОДСКАЗКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Буквы, обозначающие звонкие звуки:
М, Б, Г, Д, Н, В, Ж, Л, Р, З, Й.
Буквы, обозначающие глухие звуки:
П, К, Х, Т, Ф, Ш, С, Ч, Щ, Ц.
Звонкий
или глухой звук дети определяют, положив руку на горло. Если во время
произнесения звука «горло звенит» - звук звонкий. Если «не звенит» - глухой.
Буквы, обозначающие всегда твердые звуки: Ш, Ж, Ц.
Буквы, обозначающие всегда мягкие звуки: Щ, Ч, Й.
Остальные буквы могут обозначать два звука твердый и
мягкий: Т и Ть, П и Пь, К и Кь, Д и Дь и т. д.
Мягкость и твердость звуков дети
определяют на слух:
МЕЛЬ – звук ль мягкий.
МЕЛ – звук л твердый.
КОТ – звук К твердый.
КИТ – звук Кь мягкий.
Родители могут проконтролировать следующим образом:
Если на письме после согласной буквы пишутся А, О, У,
Ы, Э – то она обозначает твердый звук.
Если на письме после согласной буквы пишутся буквы Е,
Ё, Ю, Я – то она обозначает мягкий звук.
Звуков Е, Ё, Ю, Я – не бывает, это гласные буквы,
обозначающие мягкость согласного на письме.
Звонкие согласные звуки на конце слов в речи
оглушаются и заменяются парным глухим : Д – Т, Г – К, Б – П, Ж – Ш, В – Ф, З –
С.
Пишем ЛЁД - говорим [ЛЁТ]
Пишем НОЖ - говорим [НОШ]
Пишем СНЕГ - говорим[ СНЕК]
Буквы Е, Ё, Ю, Я, стоящие в слове после согласной
обозначают соответственно звуки Э, О, У, А .
Все это необходимо учитывать при выполнении звукового
анализа слова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий